Часовня Иверской иконы Божией Матери Воскресенского собора 1907г





История храма

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери — часть комплекса храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге.

Часовня Иверской иконы Божией Матери Воскресенского собора 1907г. Сьёмка 17 февраля 2009г

Памятник русской церковной архитектуры начала XX века.

Похожие по исполнению на будущую часовню объекты можно видеть в проекте Спаса на Крови архимандрита Игнатия, созданном в 1883 году.

Часовня Иверской иконы Божией Матери Воскресенского собора 1907г. Сьёмка 5 июля 2011г

По этому замыслу часовен должно было быть две и они являют собой угловые башенки на ограде храма. Данный проект был значительно изменён архитектором Альфредом Парландом, после чего утверждён в 1887 году. В конечном проекте часовня одна и является отдельно стоящей постройкой.

В год окончания работ по постройке храма Воскресения Христова, Альфред Александрович Парланд построил часовню-ризницу.

27 апреля 1908 г. она была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием II во имя Иверской иконы Божией Матери.


Часовня Иверской иконы Божией Матери Воскресенского собора 1907г. Сьёмка 31 июля 2011г

В часовню поместили пожертвования, поступавшие со всех концов России во время постройки храма. Здесь хранились и экспонировались иконы, церковная утварь и другие пожертвования (среди прочих «Распятие», авторство которого приписывалось Боровиковскому), поднесённые в память о кончине Александра II.

Также находились представленные на конкурс проекты храма Воскресения Христова, эскизы мозаик, образцы материалов, использованных в отделке.

В годы Советской власти часовня не функционировала по прямому назначению и использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства: в частности, мозаичная Иверская икона, находившаяся на восточной стене; а также хризма, венчавшая здание вместо креста.


В 1996 году часовня была впервые отреставрирована. На северной стене часовни установили мозаичные образа св. вмч. Пантелеймона и св. Прокопия, а на южной образ свв. мчч. блг. князей Бориса и Глеба.

Иконы находились в храме Воскресения, после реставрации было принято решение установить их в ризнице. Вернулась на историческое место над входом мозаичная икона Спаса Нерукотворного, ее установили реставраторы ЗАО «Пикалов и сын». На восточной стене ранее находилась Иверская икона Божией Матери место нахождения которой сейчас неизвестно.

По фотографиям в архиве ЦГА КФФД в ноябре 2005 г. была воссоздана христограмма, установленная на куполе ризницы в 1907 г. Парландом, а впоследствии замененная шпилем.

Этот знак представляет собой один из самых древних, а с константиновских времен и самый распространенный символ Спасителя – монограмму имени Христова, состоящую из двух греческих букв «хи» и «ро». Они дополнены греческими буквами «альфа» и «омега» и объединены в круг.

По преданию, императору Константину перед битвой с Максенцием (312 г.) во сне явился Христос и, указав на небесное знамение, произнес: «Сим победиши».


Ныне часовня-ризница используется в выставочных целях. Как часть комплекса Спаса на Крови, признана памятником истории и культуры федерального значения.


Просмотров: 5401



Комментарии к странице храма:



Добавить комментарии:

Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.


Введите сумму чисел с картинки




Вверх