Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 1762г





История храма

По стародавнему обычаю при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 1762г. Сьёмка 25 июня 2011г

Собор Спаса Нерукотворного (Больщая церковь Зимнего дворца) в Санкт-Петербурге — бывший православный дворцовый храм.

Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б. Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 освятил архиепископ Феофан (Прокопович).

Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753, но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж "лепному и живописному убранству", выдержанному в барочном стиле.

За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части – Д. Венерони, за лепку – Дж. Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 1762г. Сьёмка 2 сентября 2006г

Евангелистов в парусах и плафон "Воскресение Христово" в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо.


Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 1762г. Сьёмка 25 июня 2004г

Только через год, 12 июля 1763, архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф. Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764–1765 плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с "командою".

Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя.

В 1831 плащаницу "по образу старой" написал акад. А. Е. Егоров.


Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани.

После опустошительного пожара 1837 эта церковь была восстановлена В. П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме.


В двухъярусном иконостасе работы В. Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т. А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т. А. Неффа написал Н. А. Майков. В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.

Большой собор после пожара восстанавливал тоже В. П. Стасов, которому было велено сделать это "с возможной точностью… в прежнем виде", хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи – В. И. Демут-Малиновским и П. В. Свинцовым.

Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись "под лепку" – П. Медичи.

Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

В 1850 греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 года. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 года издания.

В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А. А. Израилев.

С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним – Николай Григорьевич Кедринский.


Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.

Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила.


Просмотров: 5033



Комментарии к странице храма:



Добавить комментарии:

Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.


Введите сумму чисел с картинки




Вверх