Армяно-григорианская церковь Воскресения Христова 1808г





История храма

Армянское кладбище, входящее в обширный комплекс Смоленских некрополей, расположено на правом берегу реки Смоленки, на территории острова Голодай, и отделено от соседнего Смоленского лютеранского кладбища узким переулком Декабристов (б. Голодаевским). С набережной Смоленки хорошо видна небольшая каменная церковь с дорическими пилястрами и плоским куполом, позади которой находится кладбище. Его история насчитывает без малого два столетия.

Армяно-григорианская церковь Воскресения Христова 1808г. Сьёмка 23 марта 2007г

Во второй половине XVIII в. главой армянской колонии в Петербурге становится коллежский советник Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян). Семейство Лазаревых перебралось в Россию из Ирана в 1760-х гг. и обосновалось в Москве и Петербурге.

Обладая огромным богатством, Лазаревы начали с основания шелковых мануфактур, а позже стали крупными владельцами горнозаводских предприятий. Иван Лазарев, к этому моменту придворный ювелир, а в прошлом активный участник армянского освободительного движения за свержение персидско-турецкого ига, идейно сплотил небольшую петербургскую общину. Именно он «с прочими армянами» подал в мае 1770 г. прошение о постройке отдельного армяно-григорианского храма.

В 1791 указом Екатерины II главе армянской общины И. Л. Лазареву было разрешено возвести по проекту Ю. М. Фельтена на участке, рядом со Смоленским лютеранским кладбищем, "для погребения умирающих армян небольшую каменную церковь" вместе с богадельней. Эта церковь была задумана Лазаревым как семейная усыпальница.

Армяно-григорианская церковь Воскресения Христова 1808г. Сьёмка 21 марта 2012г

Вскоре была сооружена часовня, где первым был похоронен сын Лазарева – Артемий, адъютант кн. Г. А. Потемкина-Таврического, погибший в начале 1791 на русско-турецкой войне, а затем и сам И. Л. Лазарев, скончавшийся осенью 1801 года.

В часовне было поставлено великолепное двойное надгробие, исполненное в 1802 акад. И. П. Мартосом. Скульптурное надгробие, изображающее отца и мать, оплакивающих своего ребенка, отличается необычайной выразительностью и относится к выдающимся мемориальным памятникам эпохи классицизма. В 1808 брат Лазарева – Мина поручил подрядчику Кузьме Васильеву выстроить церковь, украшенную портиками и большим куполом, которая была возведена по проекту Л. Руска (?) на месте часовни и 5 октября 1808 освящена во имя Воскресения Христова.

Интерьер в XIX веке был украшен росписью. К началу XX века в церкви находилось около 30 захоронений рода Лазаревых и других знатных семей армянского происхождения: Абамелик, Деляновых, Сумбатовых, родственно связанных с Лазаревыми.


В XIX веке вокруг церкви образовалось армянское Лазаревское кладбище, позднее ставшее отделением Смоленского. Со временем надгробная церковь стала приходской, и при ней открылось благотворительное общество.

К октябрю 1901, столетию со дня смерти И. Л. Лазарева, арх. А. М. Кочетов возвел для богадельни и квартир причта двухэтажный дом, выдержанный в армянском стиле.

Храм был закрыт по решению Президиума Ленсовета от 9 мая 1931 и передан Геолого-разведочному управлению; произведение Мартоса в следующем году вывезли в Музей городской скульптуры. В 1939 захоронения на кладбище полностью прекращены. После войны здание служило мастерской скульптору В. Б. Пинчуку.

В сентябре 1988 церковь вернули армянской общине, и 8 октября того же года в ней состоялось первое богослужение. После реставрации храм в 1989 был освящен. В здании б. богадельни размещена резиденция епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви.


Современное армянское кладбище—это небольшой некрополь площадью около половины гектара, огороженный чугунной решеткой. Среди невысоких саркофагов и плит выделяются три монументальных строения, подчеркивающие равнинность всей территории. Это двухметровый гранитный жертвенник на могиле И. М. Арамянца и две часовни в западной части кладбища, украшенные резьбой по граниту и чугунными решетками. Первая от входа часовня предположительно считается семейным склепом Лалаевых, фамильная принадлежность второй в настоящее время не определена. На кладбище есть семейные захоронения, например Гамазовых, Акимовых, Ходженайтовых. Некоторые памятники, относящиеся к началу XIX в., представляют несомненный исторический интерес. Это главным образом саркофаги и наклонные гранитные плиты с пространными резными надписями, выполненными большей частью на армянском языке.


Просмотров: 4869



Комментарии к странице храма:



Добавить комментарии:

Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.


Введите сумму чисел с картинки




Вверх