Чудесное спасение Императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом вызвало в стране строительство множества храмов, посвященных этому событию.
Решили отметить это чудо и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, населявшие Гутуевский остров и устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт.
Первоначально было задумано выстроить на собранные пожертвования каменную часовню. Возвести на острове не часовню, а храм предложил впервые в 1891г. настоятель расположенной неподалёку Александро-Невской церкви Петербургского Морского госпиталя отец Василий Евдокимович Альбицкий.
Гражданский инженер С. И. Андреев уже составил его проект, когда владелец бумагопрядильных и ситценабивных фабрик Иван Агапович Воронин, известный своей благотворительностью, пожертвовал крупную сумму на каменную постройку, оговорив размещение в ней семейной усыпальницы. Значительными суммами строительство нового храма поддержало также министерство Финансов.
Необходимая для постройки церкви земля с местом для сада вокруг неё, была безвозмездно уступлена городом в количестве 1000 квадратных саженей на углу Динабургской (ныне Двинской) улицы и набережной реки Екатерингофки, у Гутуевского моста. Благодаря удачно выбранному месту на наиболее высокой части острова храм был виден и со стороны Финского залива, и с Васильевского острова, и с Обводного канала от Московского проспекта. Почти круговой обзор церкви на большом расстоянии сократился уже в наши дни с появлением многочисленной высотной застройки.
Новый проект храма на 1400 человек с большим куполом создали гражданский инженер (впоследствии директор института гражданских инженеров) Василий Антонович Косяков и инженер Б. К. Правдзик.
Закладка храма состоялась по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского).
31 января 1899г., В.А.Косяков устроил осмотр готового храма для членов строительной комиссии, инженеров и студентов.
Вскоре в мае 1899г. был освящён северный придел храма во имя святителя Николая Чудотворца (9/22 мая и 6/19 декабря), а в 18 июля последовало освящение южного придела в честь преподобного Иоанна Спостника (память совершается 21 июля/3 августа).
Громадный купол, имевший рельефный золочёный пояс по цинковой кровле (новинка того времени) и увенчанный большим крестом, красиво высился среди молодой зелени окружающего сада. Цинковые купола и шатры добротно сработал мастер Г.Н. Миттенбергер.
Здание храма, как тогда писали, было построено в «русском стиле», точнее сказать, его кирпичной разновидности. Облицованный красным лекальным кирпичом, с кованными железными решётками на окнах, храм сразу же обращал на себя внимание изяществом отделки и обилием наружных украшений. Фасады церкви не отштукатурены и, таким образом, красный кирпич определял бесконечное разнообразие «узорочья», достигаемое как приданием разной формы кирпичу путём тески, так и использованием лекального кирпича.
Кроме того, разнообразные приёмы кладки, углубления и выдвижения кирпича на стенах позволяли выполнять ширинки, бегунки, поребрики в самых многочисленных вариациях чередованиях. Большое оживление в фасады вносили богатые майоликовые изразцовые вставки с полихромными рисунками, вставленные в кокошники в оконных наличниках, в ширинках горизонтальных поясков храма. Всё это было выполнено на заводах Кузнецова.
Великолепие фасадов дополнялось мозаичными иконами, выполненными в мастерской В.А.Фролова. На западном фасаде храма располагались иконы спаса Нерукотворного, Божией Матери и св. Иоанна Крестителя; в углах основания барабана купола – иконы свт. Николая чудотворца, пр.Сергия Радонежского, пр.Иоанна Спостника и св. Анны пророчицы. Последние две иконы были уничтожены, но их возможно определить по сохранившимся фотографиям.
Построена церковь по одной из традиционных для православия плана типа «крест». Это обусловило и построение масс, растущих в высоту к центру. Здание, вытянутое по линии запад-восток, имело высокую паперть с гранитной лестницей во всю ширину, ограниченную гранитными же рундуками. Затем идут притвор с колокольней над ним, ядро храма, боковые приделы и алтарь. За алтарём имеется часовня с входом с востока и из алтаря, с лестницей в юго-восточной части здания, ведущей в усыпальницу.
С западного фасада, над главным входом в храм, находилась невысокая шатровая колокольня с 10 колоколами общим весом в 755 пудов, главный колокол весил 525 пудов 31 фунт (немногим более 8,4 т). Колокола, отлитые в Москве на заводе Самгина, побывали на всемирной выставке в Чикаго, где их «малиновый» звон был по достоинству оценен посетителями выставки.
Стены и своды церкви сплошным ковром покрывала живопись, написанная «альфреско». Сюжетная живопись стен храма была исполнена академиком А.С. Славцевым, орнаментальная роспись – художником К.Н. Бутаковым, иконы в киотах и барабане написаны художником А.М.Поcтниковым. Нижний ярус сплошь состоял из картин на евангельские сюжеты, начиная с Рождества Христова. Эта живопись как бы заменила праздничный чин иконостаса, который имел всего один ряд.
Для освящения здания была разработана уникальная система электрического оборудования на 450 лампочек, скрытых от прихожан за притолоками алтарной арки. Днём храм поражал массой света, который лился из огромных окон. Но особенно эффектно алтарные и подкупольные изображения смотрелись за вечерним богослужением, подсвеченные мягким светом редкого тогда электрического освящения. Интерьер храма освящали также три бронзовых паникадила высокохудожественной работы, а на первом этаже и хорах помещались дополнительные бра.
Здание имело калориферное и пароводяное центральное отопление. Это было чудо тогдашней техники, спроектированное гражданским инженером Б.К.Правдзиком и смонтированное К.Б.Зигелем. Котельная располагалась в устроенном рядом с храмом особом здании, сохранившемся до наших дней, а калориферные камеры – в подвалах церкви.
Уже значительно позже в 1923 – 1932 годах, по тем же чертежам В. А. Косякова, в Китайском городе Харбине был построен Софийский собор – абсолютная копия храма Богоявления. В настоящее время храм в Харбине закрыт, но полностью отреставрирован и является одной из главных достопримечательностей города.
Храм Богоявления был закрыт 5 мая 1935 постановлением ВЦИК и отдан под склад. Какое-то время храм ещё продолжал действовать, но в подвалы храма уже завозили гниющий картофель. Запах был соответствующий. На следующий же день после окончательного закрытия храма большевики варварски уничтожили уникальный фаянсовый иконостас и надругались над иконами и другими святынями храма.
12 небольших фрагментов иконостаса были обнаружены в подвале отдельно стоящего здания только в 1997 г.
Не сохранились и колокола. Северный и южный приделы, завершающиеся барабанами с шатрами, луковичными главками и коваными крестами, а также шатёр колокольни были разорены.
Ещё до закрытия Богоявленской церкви 14/27 апреля 1931 года по обвинению в контрреволюционном заговоре был расстрелян настоятель храма протоиерей Василий Медведский. Арестованный в Рождественский сочельник, отец Василий на единственном допросе отверг обвинения в свой адрес, отказался давать необходимые чекистам показания. Он претерпел мученическую кончину на Антипасху, в понедельник Фоминой недели.
Во время блокады города, когда храм использовали как морг, в его здание попал немецкий снаряд, который пробил крышу, от возникшего пожара, церковь сильно пострадала. После войны храм долго пустовал. Уничтожение церковь продолжили, устроив в ней мыловаренный завод.
Впоследствии храм был переоборудован под склад Фрунзенского универмага. Приспосабливая храм для этого, строители сделали три дополнительных перекрытия, пристроили к стенам котельную, по всем получившимся 4-м этажам провели водяное отопление, пожарный водопровод, канализацию. При этих работах были уничтожены кованые решётки балкона барабана, балкона хоров, лепные карнизы, живопись. Часть металлических рам была выломана для устройства запасного выхода на крышу котельной. Оконные металлические рамы, доведённые до аварийного состояния, стояли без стёкол, а проёмы были закрыты фанерными щитами.
От складских балок и перекрытий, а также от лифта для перевозки товаров универмага окончательно удалось освободиться только в 2003 году, когда прихожане смогли снова, спустя много лет, увидеть роспись центрального купола - Спаса Вседержителя.
Центральная мощная шлемовидная глава храма была полностью уничтожена в 50-х годах. Когда здание было передано под склад Фрунзенского универмага, глава была сделана заново, но другой формы. Конструкция была деревянной, выполненной наспех с многочисленными конструктивными нарушениями. В подвале много лет стояла вода, так как была нарушена дренажная система и, кроме того, туда постоянно попадали отходы от канализации. Когда были осушены и очищены подвалы, то от каменного пола были обнаружены всего несколько плит.
В таком ужасном состоянии храм находился до 1991 года, когда 4 января была зарегистрирована община церкви Богоявления. 19 апреля 1991 г. церковь была взята под охрану государством как памятник истории и культуры распоряжением мэра Санкт-Петербурга и передавалась епархиальному управлению «для молитвенных целей».
Практически полностью воссоздан внешний облик храма: возведены главки, воздвигнуты кресты, восстановлены изразцы и большинство мозаичных икон, воссозданы металлические оконные переплеты всего здания, часть кованых решеток окон первого этажа; расчищен подвал здания и восстановлена его гидроизоляция.
Очищены от копоти наружные стены церкви. Отлиты и подняты на колокольню десять колоколов (самый большой весит 1840 кг). В 2008г. в Рождественский сочельник состоялось их освящение. Постепенно восстанавливается иконостас и настенная живопись.
Комментарии к странице храма:
Добавить комментарии:
Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.
Просьба - при использование фотоматериалов давать ссылку на TemplesPiter.ru
Храмов в базе: 228
Из них - Соборов: 25 | Часовен: 35 | Монастырей: 5 | Современных: 53 | Деревянных: 19 | Различных конфессий: 17