Царское Село - парадная летняя императорская резиденция, место официальных приемов русской знати и иностранных дипломатов — представляет собой роскошный дворцово-парковый ансамбль, воплотивший в себе все своеобразие русской и европейской художественной культуры XVIII столетия.
Первый скромный дворец здесь построили для супруги Петра I Екатерины Алексеевны.
После ее кончины эти земли унаследовала дочь, Елизавета Петровна, любительница роскоши и развлечений. Она поручила архитектору Ф.Б.Растрелли перестроить дворец. Зодчий создал подлинный архитектурный шедевр в стиле барокко.
Почти на 300 метров протянулась «золотая» анфилада комнат и парадных залов, обильно декорированных золоченой лепниной, зеркалами, свечами и многочисленными затейливыми вычурными украшениями. По имени первой владелицы тех мест дворец был назван Екатерининским.
В «золотую» анфиладу дворца включена и знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом. Она была похищена в годы Второй мировой войны и заново воссоздана нашими талантливыми мастерами.
Симметричная оранжерейному залу дворцовая церковь Воскресения была торжественно заложена 8 августа 1746 г., но строительные работы начались значительно раньше — весною этого года. 14 октября 1746 г. Елизавета Петровна указала: «над церковью новостроющеюся купола не делать, но пять глав по пропорции». Это распоряжение повлекло за собой частичную переработку проекта церкви.
Закладка церкви совершалась с особенною торжественностью, в присутствии императрицы и наследника великjго князя Петра Федоровича с супругою Екатериною Алексеевною. Обряд совершал преосвященный Сильвестр, архиепископ Сакнт-Петербургский и шлиссельбургский.
Декоративный гений Растрелли особенно ярко проявился в решении фасадов дворцовой церкви. Ее купол и главы высоко подняты над массивом дворца. Издалека, с Садовой набережной и из парка, виден на фоне неба красивый силуэт сверкающего позолотой пятиглавия.
1756 года Мая 30 дня состоялось торжественное освящение придворной церкви во имя Воскресенья Христова в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
Первоначально церковь была сказочно нарядна. Ее интерьер поражает яркой индивидуальной красотой декора: на синем фоне стен сверкают золотые вертикали колонн, обвитых резными гирляндами цветов; фигуры ангелов, парящих в вышине; орнаментальные детали рам, обрамляющих нарядные иконы. Интерьер храма украшали 114 икон и живописный плафон, занимавший все пространство потолка.
Елизавета отличалась набожностью и неукоснительно соблюдала посты и церковные праздники. Церковь, как и сам дворец, была необычным сооружением. Богослужения в ней, несмотря на то, что она была домашней, обставлялись чрезвычайно пышно. На клиросах пели украинские, русские и итальянские певчие; торжественные молебны входили в систему придворных церемоний. Елизавета делала в церковь дорогие вклады, соответствовавшие красоте и богатству двора.
Праздничные службы были торжественны и великолепны - сияние крестов, окладов икон, потиров, парадных одеяний духовенства, свиты и самой императрицы «в пребогатых уборах»; звонили колокола, раздавались залпы салюта. В посты все службы были скромны и тихи, служили молебны; в жизнь императрицы входили традиции и обычаи простых классов, привычки старой боярской знати, которые не были отделены непреодолимой пропастью от народа.
В 1812 году, с 10 мая по 1 сентября, под наблюдением придворного архитектора Л. Руски в церкви укреплялись и утеплялись потолки. Во время этих работ была произведена «поправка живописи на потолке», которую осуществил А. Бруни.
Все это великолепие сильно пострадало во время пожара 12 мая 1820 года. Александр I принял решение о воссоздании дворца и церкви в прежнем виде. К восстановлению живописного убранства были привлечены лучшие художественные силы — профессора Академии художеств.
При реставрации резьбы XVIII века, выполненной по рисункам Растрелли, была применена новая для того времени технология, когда утраты восполнялись фрагментами из папье-маше. Благодаря историческому такту Александра I и высочайшему профессионализму архитектора В.Стасова дворцовая церковь Воскресения Христова в 1823 году была восстановленаво всем своем великолепии.
А, 11 и 12 марта 1826 года в Церкви был выставлен гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I.
Во время Великой Отечественной войны церковь пострадала от попадания бомбы, ее разрушение завершили немецкие оккупанты.
С 1993 года храм приписан к Софийскому собору Царского Села. В нем вновь зазвучали молебны, связанные с торжественными датами нашей истории. Надеемся, что через несколько лет, уникальный интерьер дворцовой церкви, как уже не раз бывало в ее истории, вновь возродится. Художники — реставраторы уже приступили к восстановлению плафонов, возрождая технику живописцев прошедших столетий.
Рабочий эскиз реконструкции картины с проработкой деталей в масштабе 1/12,5 в настоящее создаёт художник-реставратор И.А. Алексеев. В 2002 году началась реставрация сохранившейся живописной каймы (3.80 х 8,94 м), на которой присутствует авторская живопись 20-х годов XIX века (Шебуев) и 60-х годов XIX века (Тютрюмов).
К 300-летию Царского села в 2010 году произведена реставрация архитектурно-декоративного убранства церкви и реставрация и золочение куполов.
Комментарии к странице храма:
Добавить комментарии:
Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.
Просьба - при использование фотоматериалов давать ссылку на TemplesPiter.ru
Храмов в базе: 228
Из них - Соборов: 25 | Часовен: 35 | Монастырей: 5 | Современных: 53 | Деревянных: 19 | Различных конфессий: 17