Как и многие петербургские храмы, нынешний собор Владимирской иконы Божией Матери возник на месте своей деревянной предшественницы.
Церковь Во имя Божией Матери, Владимирской иконы, была построена в так называемых Дворцовых или Придворных слободах, находившихся позади Фонтанки, в районе современных Владимирского и Загородного проспектов.
Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, но к закладке фундамента приступили только 20 августа 1761 года. и Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.
В 1783 году по проекту архитектора Д. Кваренги было закончено строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. Архивные документы не сохранили имя архитектора—автора проекта каменного храма. Преданием первоначальный проект приписывается знаменитому архитектору Б. Ф. Растрелли. Создание окончательного архитектурного образа церкви связано с именами архитекторов XIX столетня—А. И. Мельникова, А. Гольма, А. И. Руско.
Возведенная в традициях барокко, церковь красиво декорирована колоннами и пышными наличниками окон. Купола церкви на высоких цилиндрических барабанах великолепны по пропорциям и красоте силуэтов.
Высокие барабаны словно уносят ввысь изящные луковичные главки. Вертикаль подчеркнута линией превышающего боковые центрального барабана, увенчанного высоким колоколообразным куполом с главкой на высоком фонарике. Боковые – завершены луковичными главками с глубокими перехватами по низу.
Небольшие главки помещены над трапезной и алтарной частью. Здание церкви стоит в ряду таких замечательных произведений архитектуры середины XVIII века, как созданный Ф. Растрелли Воскресенский Смольный собор и выстроенный С. И. Чевакинским Николо-Богоявленский Морской собор.
По своей архитектуре Собор Владимирской иконы Божией Матери представляет двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание, с тремя притворами и апсидой. Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами.
С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами.
Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проемы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады - разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, так же выполненные в стиле барокко.
К северу от здания собора находится колокольня, фасады которой решены в стиле классицизма. Колокольня завершена куполом с фонарем. Отметка звонницы - 40,5 м, основания креста - 64,1 метра от поверхности земли.
Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудесным образом дошедший до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям церковного искусства, сохранившееся число которых ныне не превышает и нескольких десятков по всей России.
Иконостас Собора Владимирской иконы Божией Матери представляет собой образец произведения подлинно петербургского барочного стиля. Иконостас украшен иконами с лицевой и с внутренней алтарной стороны. Лицевой, развёрнутый в приходскую часть храма иконостас вероятно поступил в собор из так называемой Кабинетной церкви Аничкова дворца после её закрытия в 1809 или 1810 гг.
В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости. В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё один престол — во имя святых великомучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Этот престол был сооружен на средства, пожертвованные собору потомственным почётным гражданином И. П. Лесниковым и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. После этого Собор Владимирской церковь стала шестипрестольной.
Храм был закрыт в 1930 году и его помещения были отданы под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала - Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту.
После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году Ленпромкомбинату Физкультпромснаба под трикотажное производство.
В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения и запустения Собор Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома был передан ленинградской Епархии. Способствовали возвращению собора и видные светские петербуржцы—учёный, историк и писатель, русский патриот Л. Н. Гумилев и Пoчетный гражданин Санкт-Петербурга Д. С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.
В 1992 – 1994 годах на всех главах церкви и колокольне были установлены новые титановые кресты, к 1996 году отреставрированы купола с заменой железной кровли на медную. В 1999 году завершена реставрация и окраска стен верхнего храма.
Владимирская церковь ныне занимает особое положение в городе. Её настоятелем является правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии. Указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 7 мая 2000 года храму присвоен статус собора.
Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским. а также образ св. прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей.
Комментарии к странице храма:
Добавить комментарии:
Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.
Просьба - при использование фотоматериалов давать ссылку на TemplesPiter.ru
Храмов в базе: 228
Из них - Соборов: 25 | Часовен: 35 | Монастырей: 5 | Современных: 53 | Деревянных: 19 | Различных конфессий: 17