25 июня 1784 г. на 26 году жизни скончался граф Александр Дмитриевич Ланской. Сын скромного армейского капитана, он к этому времени был генерал-поручиком, адъютантом Ее Величества, лейб-гвардии Кавалергардского полка поручиком, действительным камергером. Такого высокого положения он достиг за четыре года, будучи фаворитом Екатерины II.
Деревянная «часовня на выгоне, при которой копано валом кладбище» была выстроена в 1781 г. Текстовые материалы свидетельствуют, что к 1782 году уже была «...строена часовня на назначенном к городу выгоне, при котором обкопано валом для кладбища место».
Вскоре по повелению Императрицы, которая желала воздвигнуть храм достойный памяти своего любимца, вместо деревянной часовни над местом его погребения была заложена каменная церковь. Закладку нового храма 25 сентября 1784 г. совершил священник Царе-константиновской церкви Иоанн Григорьев. 19 октября 1784 г. был издан указ об отпуске денег из Кабинета Ее Величества на строительство храма.
Спустя шесть лет, им же было совершено и освящение вновь выстроенного храма в день рождения Ланского 8 марта 1790 г. во имя иконы Казанской Божией Матери, но чаще всего ее называли мавзолеем Ланского.
Каменная церковь, производившая впечатление скорее античного мавзолея, была построена по проекту Дж. Кваренги, приехавший в Россию 1 января 1780 г. За четыре года он выстроил немало зданий различного назначения, в том числе дом с манежем и конюшней в г. Софии для А.Д. Ланского, в котором он и умер.
Построенное над его усыпальницей здание Кваренги назвал «надгробной часовней на кладбище Софии с колокольней». Тема мемориальных сооружений-мавзолеев была хорошо разработана зодчими с давних времен. Однако Кваренги удалось создать уникальное церковное здание, соответствующее канонам православия и погребального храма - мавзолея.
Основой центрического сооружения зодчий сделал восьмигранник, к которому по сторонам света примыкали прямоугольные выступы-ризалиты, образующие равноконечный крест, в их срезанные углы вписаны четыре полуциркульные экседры.
Чередование плоских стен ризалитов с криволинейными поверхностями экседр, разность их высот и завершений придали зданию почти скульптурную пластичность, четко выраженную ярусность и подчеркнули значимость каждого из объемов, примыкающих к восьмигранной ротонде, завершенной восьмигранным куполом.
Внимание акцентировано на ризалитах под фронтонами, составляющими ясно читаемый в архитектурном объеме крест, а небольшие по диаметру экседры, перекрытые полукуполами, имеют подчиненное значение. Вертикали строго уравновешены горизонталями: цоколь, высокий первый ярус глухих стен обработанных рустом, второй ярус гладких стен, на фоне которых выделяются полукупола экседр и полуциркульные окна ризалитов, третий — восьмигранник барабана с примыкающими к нему фронтонами, четвертый — купол. Это деление по горизонтали подчеркнуто тягами, карнизами, опоясывающими здание по периметру.
Стены храма окрашивались в молочный цвет, кровля в зеленый, а цоколь был из серого гранита. Замкнутый объем строп решенного здания пластически обогащался широкой, в размер ризалита, многомаршевой лестницей всхода, сложенной из серого гранита, наподобие подиума со стенами по сторонам.
Цветовое и пластическое решение придавали зданию монументальность, оно казалось как бы высеченным из одного куска (замена в 1860-е гг. одной торжественной лестницы двумя узкими с при стройкой притвора исказили замысел архитектора).
Строгий внешний облик храма сочетался с пластичным и гармоничным интерьером. Внутри здание представляло восьмигранную ротонду, перекрытую сомкнутым восьмигранным сводом.
Входы в прямоугольные апсиды-ризалиты обрамляли арочные проемы, дуга которых повторяла линию полуциркульных ниш. Проходы в полукруглые глухие апсиды-экседры декорируют колонны дорического ордера, над ними располагались в рамах живописные панно с композициями из жизни Богородицы (в середине XIX в. заменены образами Евангелистов).
Восьмигранный свод над ротондой, полукупола экседр, своды ризалитов были разделаны прямоугольными кессонами (в 1860-е гг. они расписаны розеттами). Ярусность, как и на фасаде, подчеркивали тяги и карнизы, протянувшиеся по всему периметру стен. Их окрашивали в голубой цвет, колонны искусственного мрамора имели розоватый оттенок, мозаичный пол был сложен из красного и серого известняка, своды отбелены.
Под храмом находилась усыпальница в виде ротонды высотой около четырёх метров, в стенах которой размещались 20 погребальных ниш, устроенных в два ряда. Шестнадцать полукруглых ниш чередовались с пятнадцатью прямоугольными, над ними должны были крепиться мраморные доски с эпитафиями, содержащими имена погребенных в усыпальнице. Высоко расположенные окна освещали интерьер сверху, создавая живописную игру светотени благодаря перепадам стен, смене ритмов и колористических оттенков.
Тело А. Д. Ланского было погребено не в нише, а в особой гробнице, находившейся с юго-восточной стороны усыпальницы. Первоначально здесь погребали только родственников А. Д. Ланского, однако впоследствии стали хоронить и других высокопос¬тавленных и знатных лиц. Всего в усьшальнице были погребены тела 23 человек
Одновременно со строительством церкви скульптор Ж.-Д. Рашетт изготовил по рисунку Кваренги мавзолей-памятник А.Д. Ланскому, состоящий, как писали в документах, из «трех штук», т. е. пьедестала, пилона-стелы и навершия с фронтонами и акротериями, увенчанного урной.
Памятник Ланскому был установлен в церкви в 1788 г., а к моменту освящения она была наполнена необходимыми для богослужений предметами.
Первоначально в храме находился деревянный полукруглый иконостас, который в 1882 г. был заменён на новый золочёный, с резными украшениями, винтообразными колоннами и пилястрами, большинство икон в котором принадлежало кисти известных русских живописцев.
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырёх Евангелистов в Царских вратах были исполнены живописцем П. И. Брусниковым, а иконы Спасителя и Божией Матери, по обе стороны от Царских врат, академиком Д. Н. Мартыновым. Прежний иконостас был перенесён в усыпальницу.
Архитектор Дж. Кваренги окружил кладбище высокой каменной стеной и построил к западу от мавзолея небольшую двухъярусную каменную колокольню, отстоявшая в 65 метрах к западу от храма, под которой сначала находились жилые помещения (квартиры дьякона и церковного сторожа), а впоследствии — кладбищенская контора.
На западной стороне в ограду была встроена колокольня простой архитектуры с жилыми помещениями в нижнем этаже для сторожа и пономаря и звонницей. Ограда и колокольня, как и церковь, окрашивались в молочный цвет.
Уже в 1794 г. Кваренги составил смету на ремонт церкви, в которой отметил необходимость «канавку из погреба выглубить для протекания вод на полвершка». Но поскольку Казанская церковь приписывалась долгое время к различным храмам, она оставалась бесхозной и первый ремонт церкви, колокольни и ограды был произведен только в 1830—1832 гг. под руководством царскосельского архитектора В. Гесте, составившего подробную смету на все работы, в том числе в усыпальнице где «стоит временем вода по причине, что трубы оттуда засорены».
В дальнейшем мелкие ремонты производились постоянно и церковь наполнялась пожертвованными прихожанами предметами для богослужений, образами, новым иконостасом, утварью, подсвечниками, а также люстрой, железными печами, решетками и дверью, часами. Фотография интерьера начала XX в. показывает, что алтарь, иконостас, солея и предметы утвари занимали почти половину внутреннего пространства, утверждая приоритет церковного назначения здания над храмом-усыпальницей.
С момента постройки Казанская церковь была приписной к различным храмам и в ней служили лишь в поминальные дни и при отпевании усопших.
Богослужения в храме совершались до 1924 года. 31 октября 1930 года по постановлению Леноблисполкома церковь была закрыта.
Иконостас был разобран и утилизирован, надгробные плиты были переданы в музейный фонд. Помещение храма было передано сельскохозяйственной ремесленной трудовой колонии для хранения посевных материалов.
Во время оккупации усыпальница под храмом использовалась в качестве бомбоубежища.
В декабре 1948 года и июле 1950 года верующие Пушкина обращались с ходатайством открыть храм, но каждый раз получали отказ.
В 1967 году предполагалась реставрация храма, приуроченная к 150-летию со дня рождения Д. Кваренги, но она не была осуществлена.
В 1973 году Коммунальный отделом райисполкома поднял вопрос о сносе церкви, но, благодаря вмешательству ГИОПа, получил отказ.
20 марта 1995 года Казанская церковь была включена в список памятников архитектуры, а 11 апреля 1995 года храм был возвращён Русской православной церкви и приписан к приходу Софийского (Вознесенского) собора.
Поскольку в советские годы иконостас был разграблен и уничтожен, реставрации икон провести не удалось. Храмовая икона Казанской Божией Матери, Икона святителя Николая Чудотворца, Икона святых Димитрия Солунского, Иоанна Воина, святителя Николая Чудотворца и изображения Коронования Божией Матери, равно как и другие церковные реликвии и святыни, оказались безвозвратно утрачены.
Комментарии к странице храма:
Добавить комментарии:
Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.
Просьба - при использование фотоматериалов давать ссылку на TemplesPiter.ru
Храмов в базе: 228
Из них - Соборов: 25 | Часовен: 35 | Монастырей: 5 | Современных: 53 | Деревянных: 19 | Различных конфессий: 17