Эстонская православная диаспора в Петербурге в начале ХХ века составляла около 4000 человек, постепенно становясь, все более и более сплоченной. Этому способствовали два события 1898 года: окончательная канонизация священномученика Исидора Юрьевского и создание священником Павлом Кульбушем и протоиереем Философом Орнатским православного братства в честь этого Святого.
Тогда и возникла идея построить храм для православных эстонцев в столице Российской империи.
За реализацию проекта взялся архитектор А. А. Полещук, причем почти бескорыстно, за что был включен в число почетных членов братства. Первый взнос на строительство храма сделал Св. Иоанн Кронштадтский, позднее присутствовавший при закладке храма.
24 августа 1903 года, после предварительной подготовки проекта, на углу Большой Мастерской улицы (позже Лермонтовский пр.) и Екатерингофского проспекта (позже пр. Римского-Корсакова) был заложен в псевдорусском стиле просторный светлый высокий теплый каменный храм.
Из Николо-Богоявленского морского собора была принесена чудотворная икона святителя Николая, которой было осенено место строительства.
Из-за нехватки средств, храм строился с перерывами, и 23 сентября (ст. ст.) 1907 года митрополитом Антонием (Вадковским) был освящен центральный придел верхнего храма во имя священномученика Исидора, а через три дня — придел преподобного Серафима Саровского.
30 марта следующего года произошло освящение нижнего придела во имя Николая Чудотворца, а 4 мая — правый придел верхнего храма в честь святых апостолов Петра и Павла.
Иконостас верхнего храма выполнен по рисунку А. А. Полещука иконостасным мастером П. С. Абросимовым, иконы для него были выполнены художником В. Т. Перминовым. Престолы в 1910—1912 годах были облицованы белым каррарским мрамором.
Приход жил активной жизнью, при нем действовали приют, библиотека, лекторий, училище для безработных девушек. При приходе существовала эстонская церковно-приходская школа, открытая в октябре 1896 г., и просуществовавшая до июня 1917 года.
Помимо просветительской работы приход оказывал материальную помощь неимущим эстонцам, предоставлял временное жилье, и через социальную проповедь притягивал к себе людей. Правда, приход, насчитывавший в 1911 году 2453 человека, состоял не только из эстонцев, но и русских, а также прихожан других национальностей.
После революции 1917 года произошли два значимых события — храм перестал быть эстонским, поскольку власти запретили содержать храмы при обществах, да и эстонцы почти все уехали на историческую родину. Вторым событием стало избрание протоиерея Павла Кульбуша, строителя и первого настоятеля храма, епископом Ревельским, для окормления эмигрировавшей и местной эстонской православной паствы.
Новым настоятелем храма стал второй священник храма протоиерей Александр Пакляр, служивший в Свято-Исидоровской церкви с 1904 года. Благодаря ему в 1918—1920-х годах приход продолжал заниматься религиозно-нравственным и культурным воспитанием детей, чему способствовал учрежденный священником Карпом Эльбом Детский Союз.
В 1920-е годы в стенах церковного дома на довольно длительный срок разместились Петроградские Высшие богословские курсы — единственное в те годы богословское учебное заведение в Русской церкви.
В 1920-е годы духовенство храма приняло решение не подчиняться обновленческому Высшему Церковному Управлению, а сохранить верность Св. патриарху Тихону, получив поддержку прихожан.
Храм был закрыт 25 февраля 1935 года и сильно изуродован как внутри, так и снаружи. Красивый барочный иконостас был уничтожен, утрачена была и единственная святыня храма — икона преподобного Серафима Саровского, написанная на части камня, на котором Святой совершал свой молитвенный подвиг. Внутренний объем храма был разделен двумя перекрытиями на три этажа и оборудован под школу и детский сад. Купола снесли.
Изуродованное внешне здание простояло так до середины 1960-х годов, когда купола были восстановлены, чтобы из окон строящейся неподалеку гостиницы «Советская» был хороший вид.
В годы войны в здании размещались военные, после — общежитие. Храмовый дом был перепланирован под квартиры. Последним «жильцом» храма был комбинат художественно-оформительского искусства.
Храм был возвращен епархии 30 ноября 1993 года, и после спешно сделанного ремонта в 1994 году были освящены нижний придел храма во имя Николая Чудотворца и часовня. В храме начались регулярные богослужения, первое время проводимые священниками Николо-Богоявленского собора и Смоленской иконы Божией Матери. Ввиду того, что православных эстонцев в Санкт-Петербурге практически не осталось, храму решили не возвращать национальный статус эстонской церкви.
В начале 2007 года настенные росписи верхнего храма были полностью закончены. Появились первые храмовые иконы, выполненные Г. А. Клименковым, и первые святыни — частицы мощей святителя Иоасафа Белгородского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских и преподобных Петра и Февронии Муромских.
Завершена отделка фасада храма, в результате чего на нем засверкали 8 золоченых крестов над пятью основными главами и тремя восстановленными малыми. За время ремонта из храма вывезено в общей сложности 36 контейнеров и 25 грузовиков мусора. Создана богатая звонница, самый большой колокол которой весит 300 килограммов. Изготовлен большой запрестольный витраж, изображающий Христа Спасителя во славе.
Завершено восстановление великолепного позолоченного барочного иконостаса, резьбу для которого изготовили ярославские мастера, золочение выполнили В. и Л. Петровы, а основные работы по реконструкции иконостаса по архивным фотографиям сделали Е. П. Топчий.
В Пасхальную ночь 2004 года состоялось первое после закрытия храма богослужение в центральном верхнем приделе, а с сентября 2006 года налажены постоянные богослужения в приделе священномученика Исидора.
Столетие со дня первого освящения храма — 10 октября 2007 года — храм встретил торжественным событием: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении клириков епархии торжественно освятил центральный придел верхнего храма во имя святого священномученика Исидора.
В храме действуют библиотека и приходская воскресная школа, собирающая на праздничные рождественский и пасхальный концерты более чем по пятьдесят детей. Налажены паломнические поездки, преподавание детям Закона Божия, рукоделия и церковного пения.
С октября 2008 года приход начал расширение просветительской деятельности и готовится открыть Православный просветительский центр на базе имеющейся взрослой и детской воскресных школ. Полным ходом идет ремонт помещений воскресной школы и будущего Центра.
Комментарии к странице храма:
Добавить комментарии:
Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.
Просьба - при использование фотоматериалов давать ссылку на TemplesPiter.ru
Храмов в базе: 228
Из них - Соборов: 25 | Часовен: 35 | Монастырей: 5 | Современных: 53 | Деревянных: 19 | Различных конфессий: 17