Церкви во имя Афонской иконы Божией Матери и в честь Трех Святителей были одинаковы по архитектурной отделке.
Обе имели отдельные входы с западного фасада и проходы из келий. Иконостасы для них были выполнены по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера, а иконы написаны монастырскими художницами.
Келейная церковь Ватопедской (Афонской) Божией Матери (1850 – 1854 гг.) справа от главного собора, в игуменском корпусе.
Закладка храма произошла 10 июля 1850 года, а 28 июля 1854 года церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны. Пять куполов церкви со звонницей по высоте были значительно ниже церкви Воскресенья Христова.
Список Ватопедской иконы "Отрада и Утешение" был прислан на благословение вновь созидаемой женской обители старцем Серафимом Святогорцем из русского Пантелеймоновского монастыря на Святой Горе Афон.
К сожалению, как и большинство ценностей монастыря, в советское время икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 80-х годов. Рядом с церковью находились митрополичьи покои, поэтому церковь иногда называли Митрополичьей.
Храм был закрыт последним в монастыре – в апреле 1938 года, а с 1928 года он считался митрополичьим.
Церковь во имя Афонской иконы Божией Матери была украшена попечением графа Н.А. Протасова, обер-прокурора Святейшего Синода в 1836-1855г.г.
В храме во имя Афонской иконы Божией Матери читалась неусыпающая псалтырь. В 1873г. Известная оперная певица, артистка Императорского Мариинского театра Мария Матвеевна Степанова, оставившая сцену за двадцать лет до того, преподнесла Афонской иконе прекрасную бриллиантовую брошь, некогда подареную евице государем в знак признания ее таланта. В алтаре церкви помещался киот с иконами семьи Готовцевых.
Церковь пятиглавая с шатровой одноярусной колокольней. Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением является позолоченная луковичная главка с крестом.
Фасад сверху завершают полукруглые закомары. Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части церкви имеется алтарная апсида.
На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу. Ее Лик на этой иконе выражает сострадательную любовь, взор дышит кротостью и милосердием.
Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно, взор полон строгости, а движение гнева заметно во всех чертах.
Такое изображение связанно с событием, случившимся 21 января 807 года. В тот вечер шайка разбойников, высадившись на берег Афонской горы, скрылась до утра в растущем возле монастыря кустарнике, чтобы на рассвете, как только отворятся ворота, ворваться внутрь Ватопедской обители и разграбить ее.
Но хранительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, не допустила свершиться злодейскому замыслу.
С той поры Ватопедская икона Богоматери сделалась известной еще под именем «Отрада» или «Утешение». Выражение ликов Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, какой они приняли при троекратном голосе, слышанном игуменом, то есть Богоматерь, уклоняясь лицом вправо от простертой десницы Своего Предвечного Младенца и Господа, старается отвлечь эту десницу от Своих уст, чтобы свободно предсказать предстоящую опасность Своим избранным.
В память об этой перед иконой горит неугасимая лампада и ежедневно поется особый молебен. Местночтимые списки иконы находились в двух монастырях России — в Таволжанской женской обители, Воронежской губернии и в Санкт-Петербургском девичем Воскресенском монастыре (вторая икона, привезена из Афона, освящена в 1854 году).
Празднование иконе совершается 21 января (по юлианскому календарю).
Комментарии к странице храма:
Добавить комментарии:
Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.
Просьба - при использование фотоматериалов давать ссылку на TemplesPiter.ru
Храмов в базе: 228
Из них - Соборов: 25 | Часовен: 35 | Монастырей: 5 | Современных: 53 | Деревянных: 19 | Различных конфессий: 17