Воскресенский Новодевичий Монастырь





История храма

Боголюбивая Государыня Императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости, оставив престол своему племяннику Петру Фёдоровичу, здесь же она хотела быть похороненной.

Воскресенский Новодевичий Монастырь. Сьёмка 28 июля 2009г

Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году. Там действовал только Смольный институт благородных девиц благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны Государю Императору Николаю Павловичу и инициативе его дочери Великой княжны Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртембергской. Поначалу монахини обосновались на 8-й линии Васильевском острова, в доме бывшей Униатской коллегии и в соседней приходской церкви Благовещения.

Воскресенский Новодевичий Монастырь. Сьёмка 30 января 2007г

Однако это место оказалось не вполне подходящим для монастыря как по своим размерам, так и по положению в центральной части города. В 1848 году сам Государь Николай Павлович взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот, возведенных в 1838 году по проекту В. П. Стасова.

Создателем проекта всех главных монастырских построек стал архитектор Н. Е. Ефимов, а после его кончины Н. А. Сычев.

Воскресенский Новодевичий Монастырь. Сьёмка 10 июня 2004г

Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, построенная по проекту Н. Е. Ефимова и освященная в честь Казанской иконы Божией Матери.

Этот храм оставался действующим вплоть до июня 1929 года, хотя к началу ХХ века он сильно обветшал и был разработан проект замены его новым каменным храмом, что и было выполнено в 1908 - 1915 годах.


3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами.

Собор Воскресения Христова.

Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Собор строился в 1849 - 1861 годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычёва и был освящён митрополитом Никанором 2 июля 1861 года.

Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь были сооружены на сумму, выданную из казны. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами. Он стоит на высоком цокольном фундаменте, обращенный к проспекту высоким арочным порталом. Только в 1854 году переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.

Церковь Казанской иконы Божией Матери 1912г. Сьёмка 25 января 2007г

Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора в русско-византийском стиле была завершена в 1861 году. В соборе Воскресения Христова было пять престолов: главный - в честь Воскресения Христова; правый - во имя Успения Божией Матери; левый - во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил; на хорах левый - во имя Святителя Николая и правый - во имя Всех Святых.

В 1874 - 1875 годах в подвальном помещении собора по проекту Г. И. Карпова был выстроен еще один придел, освященный в честь святых Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Росписи собора были исполнены монастырскими живописцами. Образа в храме также написаны монахинями обители. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом; по бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, он имел четыре яруса, остальные части - трехъярусные.

В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

Церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери 1854г. Сьёмка 25 января 2007г

Горизонтальные корпуса братских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя расположенными на втором этаже домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями, соответственно, к югу и к северу от Воскресенского собора: церковь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери (к югу) и церковью Трёх Святителей Вселенских (к северу). В настоящий момент действует только Афонская церковь.

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.


В составе монастыря находилась расположенная в центре кладбища церковь в честь Божьей Матери "Всех Скорбящих Радосте" ("Карамзинская") – построенная в 1856 году над прахом убитого в Крыму командира Александрийского гусарского полка полковника А. Н. Карамзина, сына знаменитого историографа, на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной (в первом браке Демидовой) – известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер.

Церковь Трех Святителей. Сьёмка 17 июля 2011г

В 1902 году А. К. Карамзина была похоронена рядом с мужем в этой же церкви. В церкви имелась очень красивая икона Воскресения Христова, вырезанная из слоновой кости. В июне 1929 года церковь была закрыта, а в 1930 году снесена. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных.

Справа от входа на кладбище стояла небольшая пятиглавая, облицованная глазурованным кирпичом, кладбищенская церковь в московском стиле во имя Святого Пророка Илии, построенная по духовному завещанию петербургского купца, лесопромышленника и благотворителя И. Ф. Громова в 1888 году. В Ильинском храме, построенном по проекту Л. Н. Бенуа, был резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь, сделанная в известных петербургских ювелирных мастерских Овчинникова и Хлебникова.

В 1848 году за монастырем открылось кладбище. Оно очень почиталось в столице. Здесь были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, К.И. Феофанов, М.А. Врубель, А.Н. Майков, А.Я. Головин, Г.И. Невельской, С.П. Боткин, Д.О. Отт, Я.К. Грот, М.И. Чигорин и многие другие.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сьёмка 17 июля 2011г

Уникальный некрополь - Новодевичье кладбище разделил судьбу монастыря. "Грабежи и мародерство на кладбище продолжались несколько десятков лет. Некрополь стал громадной каменоломней, ценные надгробия из гранита и мрамора разрушались или вывозились. На кладбище и сегодня можно видеть захоронения 1920 - 1930-х гг. с памятниками, взятыми с дореволюционных могил"


8 июня 1908 года по проекту В. А. Косякова был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство его закончили к 1912 году и приступили к отделке. Знаток русских стилей, В. Косяков умело использовал новые строительные и декоративные материалы в отделке: керамическую плитку, майолику, литые рельефы "под резьбу по камню", черепицу на куполе.

Часовня Сергия Радонежского и Нины Равноапостольной 2008г. Сьёмка 17 июля 2011г

Внешне храм напоминает храм Святой Софии в Константинополе, внутри же его было решено расписать в древнерусском стиле. Сделать это предложили художнику Ф. Р. Райляну, который успешно сотрудничал с Василием Косяковым и прежде. В 1910 - 1915 годах им в интерьере церкви были выполнены темперой живописные работы, значительная часть этих росписей сохранилась до наших дней. Величественный храм, задуманный в традициях византийского и древнеруского зодчества, создает впечатление самобытности,

Освятить храм так и не успели. а росписи так и не были закончены.

После 1929 года церковь стала использоваться как склад, а затем как машиностроительный цех. Во времена "хрущовской оттепели", которая для многих церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы. Но возникшие технические трудности помешали этому намерению.

В 1989 году нижний храм Казанской церкви был передан приходу Русской Православной Церкви Заграницей. Позже Казанская церковь была возвращена Московской Патриархии и возрождающемуся Новодевичьему монастырю.


Главные корпуса Новодевичьего монастыря, возведенного в середине XIX века по проекту академика Н. Е. Ефимова, уцелели до наших дней, правда, без куполов и шатров. А вот одна из красивейших в Петербурге, высокая 75-метровая надвратная колокольня со стороны Забалканского (Московского) проспекта, сооруженная в 1892 – 1895 годах академиками Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлером и напоминавшая колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, в 1933 г. была безжалостно снесена. Колокольня завершила ансамбль, приблизив его силуэт к силуэтам древних русских монастырей. В нижнем ее ярусе была освящена церковь во имя святого Исидора Пелусиота, отчего колокольню называли Исидоровской.


Церковь во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины была построена южнее главного ансамбля монастыря по проекту архитектора Н. А. Мельникова в 1884 году: заложена 3 июля и освящена 16 сентября 1884 года. К церкви примыкал монастырский скит, её окружал участок соснового леса, находившийся к югу от монастыря и пожертвованный ему владельцем, дворянином А. П. Платоновым. Церковь была снесена в конце 1920-х годов.


При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, ковровая, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник - всё содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Их работы ценились не только по всей России, но и за рубежом. В 1904 году в новоотстроенных домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, келии, различные рукодельни, кладовые. Открыт был детский приют, Князь-Владимирская церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения со своей Введенской церковью.

В 1925 году монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. Однако иноческая жизнь ещё сохранилась в стенах обители, пока игуменью и последних сестер не арестовали и не отправили в ссылку в Башкирию. Внутреннее убранство монастыря было полностью расхищено.

В начале 30-х годов монастырский комплекс подвергся варварской перестройке, результатом которой стало разрушение колоколен, снос куполов собора и церквей, уничтожение часовен, коренная перепланировка помещений. Одновременно были снесены кладбищенские церкви.

В 1990 году началось возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери, который сначала был возрожден как приходской. В нем открыли придел в честь Державной иконы Божией Матери. С 1994 года начался процесс передачи верующим всего комплекса монастыря.

В ноябре 1995 года Воскресенский Новодевичий монастырь был юридически возобновлен. В начале 1996 года в монастыре появились первые насельницы и началось возрождение монашеского подвига. К этому времени была обретена могила основательницы святыни.

Кроме Казанской церкви монастырю были переданы три полуразрушенных флигеля. В одном из них ютились сестры, там же помещались богадельня, трапезная, библиотека, мастерские. Остальные храмы монастыря по-прежнему осквернялись, в основных монастырских корпусах продолжал располагаться Научно-исследовательский институт электромашиностроения.

Наконец, летом 2001 года монастырю было возвращено здание бывшей Владимирской церковно-приходской школы на Московском проспекте 104, а 30 сентябре 2001 года принято решение о передаче Новодевичьему монастырю всех остальных принадлежавших ему ранее зданий. В 2002 г. начались ремонтные работы в церкви Ватопедской Божией Матери, а позже и в Воскресенском соборе.

В 2006 г. южнее главного монастырского ансамбля началось воссоздание одной из двух существовавших здесь прежде монастырских часовен. Они были возведены в 1849 г. по проекту Н.Е. Ефимова с севера и юга от монастырских корпусов. Снесены обе часовни в конце 1940-х гг.

Обитель принимает многочисленных паломников, сирот из приютов и детских домов. Монастырским издательством выпущены первые книги, посвященные истории обители и ее святыням.


Просмотров: 5536



Комментарии к странице храма:


Комментарий добавил(а): Ярослав
Дата: 2011-08-19


http://www.golddomes.ru/



Добавить комментарии:

Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.


Введите сумму чисел с картинки




Вверх